О том, что за характеристики имеет конкретная запорная арматура, расскажет ее обозначение – маркировка. Он наносится производителем и обязателен к изучению перед покупкой механизмов перекрытия. От того, что указано в обозначении, зависит эффективность установки трубопроводной запорной арматуры в заданных условиях. Разберемся, как маркируются различные типы изделий.
Особенности и обозначения
Задвижка – это вид запорной арматуры, который перекрывает движение рабочей среды методом перемещения затвора под прямым углом относительно движения транспортируемого продукта. К ее преимуществам относят:
- небольшое гидравлическое сопротивление (в положении, не препятствующем движению продукта);
- отсутствие поворотов движения;
- широкую сферу применения (в том числе, на трубопроводах, транспортирующих вязкие продукты);
- функционал, включая подачу транспортируемого продукта в любом направлении;
- условно небольшую строительную длинутрубопроводной арматуры.
Недостатки изделий данного типа с любым обозначением:
- ограничения по части эксплуатации в магистралях, транспортирующих материалы с кристаллизирующимися включениями;
- ограничения по допустимым перепадам давления в системе;
- медленный отклик на действия по открыванию/закрыванию;
- трудности монтажа и ремонта уплотнителей затвора;
- довольно высокий риск гидроудара в конце хода.
Классификация делит задвижки в зависимости от принципа работы запорного элемента. Различают арматуру с выдвижным шпинделем и неподвижным. В первом случае ходовая гайка помещена в корпусе – шпиндель в таком устройстве выдвигается над гайкой. Во втором случае имеет место соединение ходовой гайки со шпинделем, а сама она установлена в затвор (с началом движения шпиндель не выдвигается, а наоборот, углубляется внутрь механизма).
Еще один признак классификации – конструкция. По нему запорная арматура делится на параллельную и клиновую.
В первом случае (параллельная задвижка) особенность состоит в том, что уплотнители седел конструкции идут друг параллельно другу. Ее маркировка – 30 и 31. Затвор в таких изделиях может называться по-разному (как правило, это нож, диск или шибер).
В этой категории выделяются однодисковые (шиберные) и двухдисковые задвижки (параллельные). Первые используются в трубопроводах, когда требования к герметичности перекрытия рабочей среды не очень высокие. Имея жесткую конструкцию, такая трубопроводная арматура способна выдерживать довольно высокое давление в сети и значительные температуры в системе. Двухдисковая задвижка обеспечивает лучшую герметичность по сравнению с однодисковой.
Особенности клиновой задвижки:
- форма затвора напоминает плоский клин (благодаря чему изделие и получило название);
- седла (а что важнее, их уплотнительные материалы) находятся параллельно уплотнителям затвора и расположены под углом к направлению его перемещения.
Здесь тоже есть свои подклассы. Так, не отличаются высокой надежностью задвижки с цельным клином (быстро изнашиваются уплотнительные поверхности). Они нуждаются в дополнительной подгонке седел, которая выполняется индивидуально для обеспечения высокой герметичности закрытия потока. Подгонка осуществляется при сборке изделия и значительно осложняет ремонт. Седла и клин в такой арматуре не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, из-за износа, коррозии и тепловых нагрузок в закрытом положении в задвижке запорный элемент может заедать.
Задвижка с упругим клином в отличие от предыдущего изделия не требует подгонки. Затвор имеет форму (полу)разрезанного клина, области которого соединены упругим элементом. При прижатии с усилием, переданным через шпиндель, в закрытом положении клин изгибается, насколько позволяет пружинящий элемент. Благодаря этому уплотнительные элементы частей клина плотно прилегают к седлам. Главное преимущество задвижки клинового типа – высокая герметичность перекрытия рабочей среды.
Дисковый поворотный затвор
Дисковый поворотный затвор с маркировкой 32 – трубопроводная арматура, получившая название благодаря форме запорного элемента. Это диск с диаметром, примерно равным диаметру трубы. Открытие и закрытие затвора с обозначением 32 осуществляется путем поворота диска вокруг собственной оси. Последняя расположена под прямым углом к оси трубопровода.
При наличии клапана, который может принимать промежуточные положения, дисковый поворотный затвор может выполнять не одну, а сразу 2 функции – перекрывать поток и регулировать его интенсивность. Но по сравнению с другими видами арматуры сфера его применения ограничена, так как конструкция затвора данного типа не позволяет ему длительное время работать при среднем или высоком давлении в трубопроводной системе.
В зависимости от вида уплотнения запорного элемента, дисковый затвор делится на типы трубопроводной арматуры с эластичным и жестким уплотнением. В первой группе есть 3 варианта
- с уплотнителем на диске;
- рубашкой на корпусе;
- уплотнителем в металлическом корпусе.
Преимущество в этом ряду получили изделия, уплотнение которых «спрятано» в корпус, поскольку оно в меньшей степени подвергается разрушительному действию рабочих сред, а потому служит дольше. Если же сравнивать эластичные и жесткие уплотнения, то первые хороши тем, что дают улучшенную герметичность, а вторые меньше подвержены износу (более долговечны).
Шланговая задвижка и шланговый затвор
Шланговая задвижка с маркировкой 33 имеет следующие особенности работы:
- транспортируемый продукт двигается через шланг – гибкий патрубок;
- деформируясь под давлением шпинделя, патрубок меняет пропускную площадь (размер проходного сечения);
- благодаря деформации шланга регулируется расход рабочей среды.
Что до сферы применения, то шланговая задвижка с маркировкой 33 может применяться в трубопроводах, транспортирующих практически любой материал. Единственное требование: продукт не должен деформировать шланговый элемент. Сам шланговый патрубок делают из бензостойкой, химически стойкой или малостойкой резины.
Преимущества и недостатки шланговой задвижки
Главные преимущества шланговой задвижки с маркировкой 33:
- хорошая герметичность (полное исключение контакта внутренней рабочей среды со внешней);
- небольшое гидравлическое сопротивление за счет прямоточной конструкции запорной арматуры;
- исключение вероятности застоя рабочей среды.
Есть и недостатки:
- сильно ограниченный срок службы;
- небольшое предельное давление, на которое рассчитан шланговый затвор задвижки в трубопроводной системе, (до 10 кгс/кв. см);
- невысокие приемлемые температуры в трубопроводе со шланговой задвижкой (до +80 °C);
- сложности управления (нужно большое усилие для зажима патрубка).
Замена другими видами запорной арматуры
Если шланговая задвижка (или шланговый затвор) не справляется со своими функциями в конкретной трубопроводной системе, ее имеет смысл заменить запорным мембранным клапаном. Или поставить сильфонный клапан.
И мембранная, и сильфонная конструкция клапанов обеспечивают полную герметичность перекрытия движения продукта в трубопроводной магистрали. Но последний значительно удорожит устройство или модернизацию трубопровода.
Шланговый затвор
Кроме задвижек, бывают и шланговыми затворы. Маркировка шлангового затвора – шифр 32. Шланговые затворы и шланговые задвижки имеют схожие конструкции и функциональность. При необходимости (в некоторых случаях) они взаимозаменяемы.